9-12 декабря 2024 г.
XXVI международный профессиональный конкурс
26-28 ноября 2024 г
В г. Казань состоялся форум «Вода объединяет» Watershow 2024
4-7 октября
21 сентября 2023 г.
21 сентября прошло торжественное награждение победителей конкурса "Продукт года 2023"
3 сентября 2023
26 августа 2023 г.
Открылся новый музейно-экспозиционный комплекс "Мгновения времен"
Девликамов Камиль Абдуллович «Почетный гражданин Пензенской области»
Шарикова Валентина
Бездонная чаша неба до самого горизонта излучала свет, радость и покой. Благодатная нива и могучая дубрава окружали небольшое селение, спускавшееся с бугра в заросший кустарником старый длинный овраг, который до самых жарких дней хранил талые воды. А когда они высыхали – то здесь, то там пробивались на поверхность роднички с холодной и чистой водой.
Вадьява* и Печай* любили это место и проводили здесь время, освободившись от домашних дел. Дети дружили с ранних лет. Как только сходил снег с пологих склонов оврага и появлялись первые цветы и травы, они ели все, что только было пригодно в пищу: коренья, стебельки, лепестки цветов и листья. После долгой зимы молодой организм требовал своего.
А когда уходила из лога большая вода и обнажалась кое-где материнская порода земли-матушки, искали они в песке отшлифованные до блеска замысловатой формы ракушки и камешки – отголоски далеких эпох и память о том, что когда-то здесь плескались большие воды большого моря.
Вадьява, так звали девочку, плела веночки из цветов и трав и примеряла их на голову своего друга Печая. Он же собирал целебные травы, которые показала ему его бабка, известная в селении знахарка. Подолгу наблюдали дети за небом, фантазируя и кочуя вместе со сказочно красивыми белыми облаками, или рассматривали всевозможных насекомых на земле, в траве и в воздухе.
Муравьи, божьи коровки, паучки, стрекозы и кузнечики жили интересной, по закону и порядку, известным только им – жизни. Но и в этом мире, как и в мире людей, были свои беды и радости. Борьба за существование была положена Творцом для всего живого на Земле.
Детство – невинная и чистая, но короткая пора. Она проходила, и дружба детей перерастала в другое, непонятное, волнующее сердце, чувство.
Печай с замиранием сердца ждал встречу с Вадьявой. Все вокруг напоминало ему о ней: голубое небо – ее глаза, волнующаяся нива – ее волосы, стройная березка – ее стан, шум ветра - шорох ее шагов, голоса птиц – ее смех. Отношения молодых людей перешли в иную стадию – любовь!
Встречались теперь больше они по вечерам, когда освобождались от работы в поле, на лугу, в лесу и на подворье. Таинственность вечеров и ночей захватила юные сердца. Любовь взяла их в плен. Чем бы ни были заняты Вадбява и Печай днем, их мысли были там, где они были по вечерам. Сколько восторга и радости светилось в глазах Вадьявы, когда она смотрела в синие омуты глаз белокурого, кудрявого Печая! Внутри у нее все ликовало и пело, когда он был рядом. Нежность и трепетность отношений молодых людей заслоняли от их сердец все жестокое и грубое, что их окружало. Для них даже в пасмурную и дождливую погоду все было окутано волшебным розовым светом любви, который превращал знакомый с детства овраг в сказочный дворец под сверкающим алмазами звезд сводом неба. Прекрасная и радостная пора жизни!
Но жизнь проявляла время от времени свое злобное лицо. Стали частыми набеги кочевников на селение мирной мордвы. Всадники на лошадях топтали нивы, жгли жилища, грабили и брали в плен мирных землепашцев. Мужчины – мордва брали в руки оружие только в целях обороны, но силы всегда были неравными. Кочевники скрывались в южном направлении с добычей и пленными. Красивые мордовские женщины становились часто наложницами предводителей кочевников.
В один из последних жарких летних дней, когда все население жало в поле рожь, отряд из 30 всадников появился на дороге в поле, неожиданно вынырнув из-за бугра. Обычно женщины с детьми прятались в густой дубраве, обрамлявшей селение с запада. Там всаднику было тяжело передвигаться. Жители так и назвали лес «Погибель для калмыка» (позднее это название стало короче – «калмыкский лес», оно дошло и до наших дней).
Но неожиданность и быстрота нападавших сделали свое дело. Со скоростью ястреба, хватающего с земли жертву, кочевники схватили несколько женщин и умчались за бугор. Среди пленниц оказалась и Вадьява. Все произошло молниеностно, так что Печай не успел даже опомниться, как потерял Вадьяву навсегда!
Долго оплакивали в селении потерю близких. Родители Вадьявы подолгу задерживались в лесу, умоляя лесное божество Вирьяву вернуть дочь, но тщетно! Еще никто не вернулся из плена домой.
Печай потерял голову, его синие глаза наполнились такой невыносимой болью и тоской, что родные боялись, что он тронется умом. Печай каждый вечер приходил в старый лог на любимое их с Вадьявой место, где пробивались на поверхность земли многочисленные роднички, и плакал, громко взывая о помощи духов и божеств земли и воды.
И забился в длинном пологом овраге (куваке*) новый ключ, в котором была вода, как слеза, чиста, и зашумел он на всю округу перезвоном своих хрустальных струй, и назвал народ этот ключ Гремучим, и живет он по сей день, радуя нас чистотой и необыкновенным вкусом воды, и зовется та вода «Кувака».
* Вадьява – мордовское женское имя.
Печай – мордовское мужское имя.
Калмыки, печенеги, ногайцы и другие – кочевые народы.
Кувака (морд.) – длинный пологий овраг.